Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В повседневном общении научная категория «конфликт» уже давно вошла в повседневный лексикон. Этот термин активно используется не только для обозначения вооруженных столкновений или военного противостояния, но и в сфере управленческой деятельности, семейных взаимоотношений и повседневной жизни. Человеческая жизнь противоречива, в ней каждая личность стремится определенным образом самоопределиться и утвердиться в процессе конфликтного взаимодействия. Таким образом, можно утверждать, что конфликт сегодня не принадлежит какой-либо одной отрасли научных знаний, а используется в различных аспектах. Конфликт как социальный феномен глубоко проник все сферы жизни человека, как результат – конфликтология обогащается жизненным опытом и достижениями всех отраслей.
В настоящее время существует тенденция к решению новых и углубление уже существующих конфликтных взаимодействий в различных сферах общественной жизни. Можно констатировать, что в настоящее время общество оказалось не готовым к решению конфликтных противостояний, не выработано конкретных и действенных механизмов их предупреждения. Стоит заметить, что избежать большинства конфликтов и их последствий невозможно, а следовательно, возникла насущная потребность основательно изучить и исследовать сущность, динамику и опыт решения того или иного вида конфликтного взаимодействия. Такие знания существенно помогут в определении наиболее оптимальных способов прогнозирования, предотвращения и разрешения конфликтного взаимодействия во всех сферах жизни.
Это и определило актуальность темы курсовой работы.
В теории и практике конфликтологии как научной области знаний можно выделить несколько основных направлений исследования гармоничного и толерантного выхода из конфликтных ситуаций. Это, в частности: разработка понятийного аппарата и схем анализа конфликтов; типология конфликтов, установления их причин и стратегий решения; условия предупреждения и рекомендации по их конструктивному решению. Исследованию этих проблем посвятили свои научные разработки Е. М. Бабосов [2], Н. И. Пирен [14], Н. В. Цюрупа [18]. Г. И. Козырев [8] и В. И. Шкиль [7], А.Я. Анцупов [1], А.И. Шипилов [1]. Однако до сих пор не выяснены все аспекты указанной проблемы.
С учетом этого цель курсовой работы – проанализировать основы предупреждения конфликтов.
Задачи курсовой работы:
1. Определить сущность конфликта как социально-психологического явления.
2. Охарактеризовать основные методы предупреждения конфликтов.
Объект исследования – конфликты как социально-психологическое явление.
Предмет исследования – меры предупреждения конфликтов.
1. Сущность конфликта как социально-психологического явления
В повседневном общении слово «конфликт» применяется к широкому кругу явлений – от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или семейных споров, проблем каждой личности. Оно происходит от латинского слова conflictus, что означает столкновение. Сегодня сформировалась новая наука – конфликтология и выделилась широкопрофильная, очень актуальна и одновременно ответственная профессия – конфликтолог.
Конфликтология – это наука, которая дает научный анализ конфликтности бытия и определяет пути его преодоления. Иначе говоря, это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также принципы и технологии управления ими. Специалисты-конфликтологи являются консультантами по различным проблемам человеческой жизни [17, с. 43].
Во время кризиса в обществе резко возрастает социальная и психологическая напряженность, которая неизбежно приводит к конфликтам – решительного столкновения противоположных позиций социальных субъектов. Конфликты отражают общую проблемность и противоречивость бытия. Обладая разными жизненными ценностями, взглядами, вкусами, характерами, культурой, люди не могут избежать конфликта. Следовательно, можно утверждать, что конфликты являются нормой жизни. Не обходят они и педагогическое сообщество, поэтому целесообразно предусмотреть появление в нем конфликта и изучить и проанализировать возможные последствия последнего.
Анализ современных исследований позволяет рассматривать конфликт как движущую силу развития личности, как результат взаимодействия субъективных и объективных детерминант и свидетельствует о необходимости более детального рассмотрения собственно проблемы конфликта, конфликтных форм поведения, их психологической сущности и условий детерминации. Прежде всего, рассмотрим такие понятия, как конфликт. Анализ специальной литературы дает основания утверждать, что на сегодняшний день существует несколько подходов к определению понятия – конфликт, которые отражены в таблице 1 [19, с. 64].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2009. – 320 с.
2. Бабосов Е. М. Конфликтология: учеб. пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. – Минск: РИВШЦ, 2012. – 464 с.
3. Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе / Н.В. Гришина // В сборнике: Социально-психологические проблемы производственного коллектива.- М., 2013. - С. 84-96.
4. Ершов, А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение/А.А. Ершов. – СПб.: Питер, 2012 – 130 с.
5. Кайдалов, Д.П. Единоначалие и коллегиальность/ Д.П. Кайдалов, Е.И.Суименко -М.: Юнити, 2009. – 280 с.
6. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства/А.Г. Ковалев. – М.: Политиздат, 2010. – 271с.
7. Козер, Л. Функции социального конфликта/Л. Козер. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2010. – 130 с.
8. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: учеб. пособие / Г. И. Козырев. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2015. – 176 с.
9. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 2016. – 448 с.
10. Конфликтология: учебник для вузов / В. П. Ратников и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 512 с.
11. Лукаш Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или трудовая конфликтология в бизнесе: Учебное пособие / Ю.А. Лукаш. – М.: Юстицинформ, 2014. – 158 c.
12. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации/У. Мастенбрук. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 255 с.
13. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной психологии / под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А. Петровской.-М.: МГУ, 2011. – 311 с.
14. Пирен М. И. Конфликтология: учебник / М. И. Пирен. – М.: МАУП, 2003. – 360 с.
15. Самыгин, С.И. Психология управления: учебное пособие/С.И. Самыгин, Л. Д.Столяренко– Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 270 с.
16. Скотт Д.Г. Конфликты пути их преодоления/Д.Г. Скотт. – Киев: Внешторгиздат, 2011. – 191 с
17. Финькевич Л.В. Конфликтология. Учебно-методическое пособие /Л.В. Финькевич. – Минск: БГПУ, 2012. - 32 с.
18. Цурюпа Н. В. Основы конфликтологии и теории переговоров: уч. пособие / Н. В. Цурюпа. – М.: Кондор. 2004. – 172 с.
19. Шарков, Ф.И. Общая конфликтология: учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. – М.: Дашков и К, 2016. – 240 c.
20. Шкиль А. И. Социально-психологические механизмы конфликтного взаимодействия в условиях учебно-воспитательного коллектива / А. И. Шкиль. – М.: Наука, 2013. – 152 с.